Страница 2, продолжение.

    Авраам

    Авраам авину - Авраам, отец наш - родился в городе Ур Касдим. Он был правнуком Эвера, который был правнуком Шема, самого праведного из сыновей Ноаха. Аврааму было всего три года, когда он стал очень много думать над тем, что вокруг происходит и во что верят его семья и люди его города.
    А в то время люди верили в идолов. Это значит, что они думали, что есть отдельный божок, который управляет пустынями, что есть отдельный божок, который управляет огнем. Они верили, что всем на свете - рыбами, травами, облаками и вообще всем-всем-всем-управляют отдельные божки - идолы. И они делали этих идолов из дерева и из камня, служили им и поклонялись им.
    Авраам же стал думать: как это может быть, чтобы у каждой вещи был свой отдельный идол? Ведь мы видим, что все, что есть на свете, очень хорошо подходит друг другу. Мы видим, что солнце восходит утром, а заходит вечером, и никогда не бывает наоборот; мы чувствуем, что солнце греет не слишком жарко, но и не очень холодно. А если бы у него был свой отдельный идол, солнце могло бы вставать, когда хочет, и заходить, когда хочет. А это было бы очень неудобно. Оно могло бы греть очень жарко, и людям было бы тогда очень плохо жить на земле. И, наоборот, могло бы быть холодно, и тогда людям тоже плохо было бы жить на земле. Но ведь все не так!
    И все в мире подходит друг другу. Луна встает, когда нужно, и показывает, когда наступает новый месяц. Вода течет в реке, а не по земле. Птицы летают и не падают, а звери, наоборот, не летают. На деревьях растут вкусные фрукты, а на земле растут овощи. А ведь если бы каждой вещью управлял свой идол, то все идолы могли бы перессориться, и тогда фрукты и овощи были бы несъедобны для человека, птицы не смогли бы летать, а летали бы звери. И все было бы шиворот-навыворот, все бы перемешалось.
    Но ведь это не так. И значит, думал Авраам, не может быть, что всеми вещами управляют отдельные идолы. А наверное, есть кто-то Один, кто следит за всем. Этот один и есть ХаШем. Он управляет солнцем, луной и звездами, землей и небом, горами и реками, деревьями и камнями, животными и птицами - всем.
    Очень долго думал над этим Авраам. И понял, что все это действительно так. Что есть только Один ХаШем, ХаШём Эхад, Который управляет всем, что происходит в мире. И еще увидел Авраам, что люди, которые живут в его городе, совсем не понимают этого.
    Авраам был очень смелым человеком. Он стал ходить и говорить людям, что они неправильно поступают, что не надо поклоняться идолам, что всем в мире управляет только Один ХаШем - Ему-то и надо служить.
    Но люди его не слушали, они боялись поверить в ХаШема. Они боялись, потому что царь в Ур Касдиме - а это был тот самый Нимрод, который строил Вавилонскую башню, - строго приказал всем верить только в идолов. Он даже себя самого объявил идолом и заставил людей служить себе как богу. Если бы люди стали слушаться Авраама, то царь Нимрод мог бы их всех наказать, и они этого очень боялись. А Авраам не боялся - ведь он хорошо понимал, что всем на свете управляет ХаШем, а вовсе не царь Нимрод.
    Отца Авраама звали Тёрах. Терах делал идолов и продавал их; у него был даже специальный магазин идолов. Люди покупали у Тераха идолов и поклонялись им. Однажды Терах велел Аврааму сидеть в магазине и продавать людям идолов. И вот приходит один покупатель к Аврааму и говорит:
- Продай мне идола.
    А Авраам его спрашивает:
- Какого идола тебе продать?
    Покупатель отвечает:
- У меня есть поле. Я хочу, чтобы у меня на поле вырос хороший урожай. А поэтому продай мне идола дождя - я буду ему молиться, я попрошу его как следует, и он пошлет мне дождь.
    А Авраам ему говорит:
- Тогда тебе надо купить идола солнца. Ведь если солнце будет очень-очень жарким, то вся вода высохнет и дождь тебе не поможет.
    Покупатель подумал-подумал и говорит:
- Пожалуй, продай мне еще и идола солнца.
    Тогда Авраам ему говорит:
- Может быть, тебе еще нужен идол ветра? Ведь если будет очень сильный ветер, он побьет все, что вырастет на твоем поле.
    Покупатель подумал и говорит:
- Ты прав, продай мне еще и идо"ла ветра. Я буду и ему тоже молиться, чтобы дул хороший ветер.
    А Авраам говорит покупателю:
- Может быть, продать тебе еще идола саранчи? Если налетит саранча, то ничего тебе не поможет: ни солнце, ни дождь, ни хороший ветер. Саранча прилетит и съест весь твой урожай!
    Покупатель почесал затылок:
- Да, продай мне еще и идола саранчи. Я буду просить его, чтобы саранча не сожрала мой урожай.
    Тогда Авраам говорит ему:
- Но ведь, наверное, тебе нужен еще и идол гусениц? Ведь твое поле могут съесть и гусеницы.
    Покупатель вздохнул и говорит:
- Да, пожалуй, мне нужен еще и идол гусениц. Выходит, что мне стоит помолиться еще и идолу гусениц, чтобы они не наползли на мое поле. Экую кучу идолов мне придется тащить домой!
    Тогда Авраам сказал:
- Неужели ты будешь молиться всем этим идолам? Ты же так непременно запутаешься. К тому же вдруг твой сосед будет молиться идолу дождя, когда тебе будет нужно именно солнце? Неправильно! Нужно молиться ХаШему, который Один управляет и солнцем, и дождем, и ветром, и гусеница- ми, и саранчой, и следит за всеми сразу - вот тогда ты сможешь надеяться на хороший урожай!
    Покупатель долго-долго думал, а потом согласился:
- Пожалуй, ты прав-не стану я покупать всех этих идолов, а буду я молиться ХаШему. Продай мне идола ХаШема.
    Авраам ему объяснил, что у ХаШема нет идола. Идолов делают из дерева и камня, они просто фигурки и изображения. А у ХаШема никакого изображения нет и быть не может. Чтобы ему молиться, нужно просто вспомнить о том, что ХаШем все видит и знает.
    И тогда покупатель сказал:
- Ну хорошо, не нужно мне идолов, я буду просто молиться ХаШему.
    И пошел домой.
    И так покупатели перестали приходить в магазин Тераха и перестали покупать идолов. Терах страшно разозлился на Авраама и выгнал его из магазина. А слух об Аврааме дошел до царя Нимрода, который очень хотел, чтобы люди поклонялись идолам. И Нимрод позвал к себе Авраама и спросил:
- Ты ли тот Авраам, который говорит, что не надо поклоняться идолам?
    Авраам ответил:
- Да, это я.
- Вот ты как! - сказал Нимрод. - А ну-ка, быстро поклонись идолам, а не то я брошу тебя в печь.
    Но Авраам сказал ему:
- Нимрод, я тебя не боюсь. Я не поклонюсь твоим идолам, потому что ХаШем, который сделал небо и землю, запрещает это.
    И тогда Нимрод велел бросить Авраама в печь. Но ХаШем сотворил чудо и спас Авраама. Авраам вышел из печи живым и не сгорел в ней.
    Вот такая история произошла с Авраамом в Ур Касдиме.
    После того, как царь Нимрод хотел убить Авраама, вся семья Тераха, отца Авраама, ушла из Ур Касдима и поселилась в городе Харан. И вот, когда Авраам жил в Харане, ХаШем сказал ему:
- Лэх-лэха мэ-арцэха у-ми-моладтэхй у-ми-бэйт авйха. - Уходи себе из страны твоей, от родины твоей, из дома отца твоего в ту землю, которую Я покажу тебе. Ты должен уйти из этого города и пойти в землю Ханаанскую, потому что она Святая земля и там из тебя произойдет еврейский народ. Иди!
    И Авраам послушался ХаШема. Он взял свою жену Сару, своего племянника Лота, всех своих слуг и все свое имущество, и все они вышли из Харана и пошли в землю Ханаанскую. А Аврааму было тогда уже семьдесят пять лет.
    Земля Ханаанская называлась так потому, что в ней жили разные ханаанские народы: эмореи, евусеи, хитийцы, перизеи, гиргаши и другие народы. А потом там стали жить евреи, и земля стала называться Земля евреев, Земля Израиля, Эрец-Исраэль.
    И вот пришел Авраам в землю Ханаанскую и стал там жить. И что же делал Авраам в этой земле? Он построил жертвенник ХаШему в городе Шхем, построил жертвенник ХаШему в городе Бэйт-Эль и всех учил, что ХаШем запрещает поклоняться деревянным и каменным идолам и что нужно служить только Ему Одному.
    И ХаШем сказал Аврааму:
- Из тебя произойдет избранный народ, евреи, и всю землю Ханаанскую Я отдам этому народу.
    Но зачем ХаШему нужны евреи?
    Конечно же, ХаШему неприятно, что люди поклоняются и служат идолам. И хотя ХаШем может все, но заставлять людей, чтобы они поклонялись Ему, Он не хочет. ХаШем хочет, чтобы люди сами поняли, что именно Он - и никто другой - хозяин мира. А люди очень долго этого не понимали, да и сейчас не совсем поняли. И поэтому ХаШем специально выбрал один народ, евреев, чтобы евреи показывали всем другим пример, как надо правильно жить. Ведь сам Авраам не мог всех научить - он был один, а людей очень много! Почему же евреи произошли именно от Авраама? А потому, что Авраам был первым человеком, который понял и показал людям, как нужно правильно жить на свете.
    Авраам был самым первым евреем, от него все евреи и произошли.

    Как евреи попали в рабство

    Прошло много лет с тех пор, как умер Яаков. И Йосэф уже умер, и все его братья, а евреи все еще жили в Египте. Пока Йосэф был жив, они все время жили в земле Гошен, но после смерти Йосэфа евреи расселились по всему Египту. И в каждой еврейской семье рождалось очень много детей, по пятнадцать, а иногда и больше, и стало евреев в Египте очень много, и были они в Египте повсюду.
    Однако постепенно евреи стали забывать Тору. И хотя детей своих они все же называли еврейскими именами, но жить им нравилось так, как живут египтяне. Они хотели во всем быть похожими на египтян, они даже стали ходить в египетские храмы и служить идолам.
    И тогда ХаШем решил наказать евреев.
    И вот встал новый фараон над Египтом. Этот фараон сказал своему народу:
- Хива нитхакма! - Давайте исхитримся! Давайте исхитримся против евреев, чтобы сделать их жизнь горькой и невыносимой и чтобы их было у нас тут поменьше, а то что-то их слишком много вокруг стало. Даже в храме: в какой ни зайдешь - и тут жрец-еврей. Чего доброго, они еще встанут и уйдут все в свой Израиль, откуда пришли.
    Фараон этот как будто забыл, что только благодаря Йосэфу египтяне не умерли во время страшного семилетнего голода. И вот объявил фараон:
- Давайте устроим воскресник. Пусть всякий, кто меня любит, кому дорог Египет, выходит вместе со мной делать кирпичи на благо нашей страны!
    И фараон сделал первый кирпич. Тут все евреи сбежались и тоже стали делать кирпичи. Они копали глину, замешивали в нее солому, лепили кирпичи и обжигали их в специальных печах. Евреи старались изо всех сил, сделали огромную гору кирпичей и очень устали. А за каждым из них ходил египтянин и записывал, кто сколько кирпичей сделал.
    И тогда фараон сказал:
- Ах, хитрые евреи! Вон сколько они могут сделать, когда не ленятся, а работают. Повелеваю: отныне каждый еврей должен каждый день делать столько же кирпичей, сколько он сделал сегодня!
    И поставил фараон над евреями жестоких надсмотрщиков, чтобы они заставляли евреев работать.
    Так евреи попали в рабство. Только левиты, потомки Леви, на фараонов воскресник не пошли, и поэтому в рабство они не попали - фараон решил, что раз левиты не пришли делать кирпичи, то, наверное, они люди слабые и бестолковые, работать не умеют, и что с них возьмешь?! Но на самом деле левиты в тот день, впрочем, как и в любой другой день, были просто заняты - они учили Тору.

    Как фараон решил уничтожить евреев

    Сделав евреев рабами, фараон приказал им строить города запасов Питом и Раамсэс. При этом он специально велел строить эти города на болотах: болота постоянно разрушали дома, и города медленно тонули. Люди в этих городах не жили, а все дома там были и не дома вовсе, а хранилища сокровищ и запасов фараона. Потому и назывались Питом и Раамсэс городами запасов. И вот только-только отстроят евреи один город, как другой опять уже тонет и разваливается, и опять надсмотрщики заставляют евреев делать тяжелую и бессмысленную работу.
    Надсмотрщики же все были людьми жестокими. Они, чуть что, били евреев и мучили их. Теперь евреи должны были уже не только месить глину и делать кирпичи, но и работать на полях и вообще делать всякую работу по хозяйству, какую египтяне ни прикажут.
    Фараон хотел, чтобы от такой тяжелой жизни у евреев не рождались дети, и чтобы евреев становилось все меньше. Но ведь ХаШем не хотел этого! ХаШем хотел только наказать евреев за то, что они забыли про Него. И вот чем больше египтяне изнуряли евреев работой и издевались над ними, тем больше и больше становилось евреев. И не понимали египтяне, как это так, и ходили они злые, и было им плохо из-за евреев.
    Тогда фараон стал думать: как же все-таки справиться с евреями? И придумал он вот что.
    Позвал фараон к себе двух повитух. (Повитухи - это женщины, которые помогают при родах.) Одну из этих двух повитух звали Шифра, а другую - Пуа. И фараон сказал им так:
- Вот что я приказываю. Когда вы будете приходить на роды к еврейкам, то смотрите внимательно: если родится мальчик - убивайте его немедленно. А девочки пусть себе живут.
    Но повитухи боялись ХаШема больше, чем фараона. Поэтому фараонова приказа они не послушались, мальчиков не убивали, и евреев по-прежнему становилось все больше и больше.
    И фараон увидел, что опять у него ничего не получается - никак ему не придавить евреев! А тут еще ему приснился сон. Видел фараон во сне, будто перед ним весы, на одной чаше этих весов лежат все знатные и богатые люди Египта, а на другой - маленький белый барашек. И барашек этот оказался тяжелее и перетянул весы.
    Фараон проснулся в холодном поту и тотчас позвал трех своих главных советников. Первый был мудрец и философ по имени Итро, второй был известный на весь мир колдун Билам, а третьим был Иов, праведный человек из земли Уц. И попросил их фараон растолковать ему его сон.
    Билам сказал:
- Твой сон мне совершенно ясен: скоро родится еврей, который уничтожит весь Египет.
- Что же делать? - спросил фараон.
    Первым держал ответ Итро. Он сказал:
- Евреи народ необычный. Вспомни! Всякому, кто когда-нибудь замышлял против них недоброе, потом было плохо, а поделать он с евреями все равно ничего не мог. Зачем же нам строить им козни? Тем более, что еще совсем недавно Йосэф...
    Но тут Итро заметил, как помрачнело лицо фараона, и осекся: за такие слова фараон запросто мог казнить его. Итро поспешно вышел в боковую дверь, выбрался из дворца и бежал из Египта в страну Мидьян.
    Тогда заговорил Билам. Он сказал:
- О великий фараон! Я много изучал этих евреев и знаю, как нужно поступить. Евреев надо уничтожить, иначе справиться с ними невозможно. Вели своим солдатам бросать всех новорожденных еврейских мальчиков в Нил. Тогда и евреев не останется, и их Б-г не сможет нас наказать.
    И все астрологи, гадатели и звездочеты фараона согласились с Биламом. Они знали, что Б-г евреев всегда поступает с людьми по закону мера за меру. Это значит, что если какой-нибудь человек бросит младенца в воду, то рано или поздно ХаШем утопит этого человека. А если все египтяне будут бросать еврейских мальчиков в Нил, то ХаШем их всех утопит. "Но такого не может быть, - думали египтяне. - Ведь еще сразу после Потопа ХаШем обещал Ноаху, что второго Потопа не будет. А значит, еврейских младенцев топить можно и бояться ХаШема нечего". (Египтяне ошиблись в своих расчетах. ХаШем обещал, что Потопа не будет только по всей Земле, но разве Египет - это вся Земля? Скоро ты узнаешь, что, конечно же, ХаШем накажет египтян по Закону, и они утонут.)
    Фараону понравился совет Билама, но все же он хотел еще послушать, что скажет Иов, праведный человек из земли Уц. Но Иов промолчал и не сказал ничего. И тогда фараон повелел всему народу египетскому:
- Всякого новорожденного сына евреев бросайте в Нил! А девочки пусть себе живут.
    И египтяне обрадовались и подумали: "Раз у евреев не останется мужчин, то все их женщины достанутся нам!".
    Для евреев наступили самые черные времена.

    Десять казней египетских

    Три недели предупреждал Моше фараона, что ХаШем накажет Египет, если фараон не отпустит евреев из рабства, но фараон не желал ничего слушать.
    И тогда подошли Моше и Аарон к Нилу, и поднял Аарон посох, и ударил им по воде. И вот прямо на глазах фараона и всех его рабов вода в реке превратилась в кровь.
    И в кровь превратилась не только речная вода, но и вообще вся вода в Египте: вода в прудах и каналах, вода в колодцах и в корытах, вода в кувшинах и в чашках - вся она стала кровью, и нечего было египтянам пить. А рыба в реке вся вымерла. Попытались было египтяне рыть новые колодцы, но как только доходили они в них до желанной воды, так и эта вода тоже становилась кровью.
    Тут увидели египтяне, что у евреев вода в кровь не превратилась! Бросились они тогда к евреям за водой, но не тут-то было - вода, которую египтяне забирали у евреев силой, превращалась в кровь прямо у них во рту. Пить египтяне могли только ту воду, за которую платили они евреям деньги.
    Наказание кровью было первым из десяти страшных ударов, казней, которые ХаШем обрушил на Египет. И была вода в Египте кровью семь дней.
    А что же фараон? Фараон позвал своих колдунов и посмотрел на них грозно. И колдуны взяли немножко купленной у евреев воды и стали колдовать над ней. Колдовали, колдовали и превратили-таки ее в кровь. "Так это не ХаШем, это только колдовство", -подумал фараон не слишком уверенно. И не послушал он Моше и Аарона, повернулся и пошел к себе во дворец.
    И сказал ХаШем Моше:
- Иди к фараону. Предупреди его про вторую страшную казнь, казнь лягушками.
    Но фараон не послушал предупреждения. Тогда Аарон взял посох и ударил им по Нилу. И вот из Нила поднялась гигантская жаба. Страшно квакая и прыгая так, что все вокруг гудело и тряслось, она направилась прямо ко дворцу фараона. Попытались было египтяне прогнать ее копьями и дубинами, но как только стали бить эту жабу, разлетелась она на миллионы и миллионы жаб и лягушек. И тут из Нила выплыло еще великое множество лягушек, и все они тут же заполнили весь Египет. Только у евреев не было их.
    И были лягушки повсюду в Египте, так что трудно было даже ходить по земле. Лягушки были во всех домах, они сидели на столах, забирались в посуду и в постели. Они даже залезали в тесто, а когда хозяйки открывали печь, чтобы тесто испечь, лягушки прыгали в огонь. И все эти лягушки оглушительно квакали.
    Египетские же колдуны поколдовали опять, и сумели они своими заклинаниями сделать новых лягушек. Вот только не могли они сделать так, чтобы лягушки исчезли. Тогда позвал фараон Моше и Аарона и сказал им:
- Видите, мои колдуны тоже умеют делать лягушек! Откуда же мне Знать, что эта казнь от ХаШема? Может быть, вы просто великие колдуны? А вот если сможете вы сделать то, что колдовством сделать нельзя, и спасете Египет от лягушек, то я, пожалуй, соглашусь, что вас послал ХаШем, и отпущу евреев из Египта. Ну же, скорее!
    И помолился Моше ХаШему, и вымерли все лягушки в Египте. Фараон же, когда увидел, что опять стало легко жить, раздумал отпускать евреев.
    Тогда ХаШем сказал Моше:
- Пусть Аарон наведет на Египет третью казнь - мошек. И Аарон взял посох и ударил им по земле. Поднялась огромная туча пыли, и вся пыль эта превратилась в мельчайших мошек, и разлетелись мошки по всему Египту. Они были повсюду. Они забивались в глаза, в уши, в нос, и не было никакого спасения от них ни людям, ни скоту. Даже пыль и песок земли Египта стали мошками.
    Колдуны же египетские как ни колдовали - не смогли сделать мошек.
    И сказали они фараону:
- Магии не подвластны вещи меньше, чем ячменное зернышко. Поэтому не можем мы сделать мошек, как это сделали евреи.
    Из этого видим мы, что мошек напустил на нас Сам ХаШем и что воду превратил в кровь и наслал лягушек тоже Он. А поэтому не будем мы больше даже пытаться повторить чудеса Моше и Аарона.
    Но фараон все равно не отпустил евреев, и тогда ХаШем навел на Египет четвертую казнь - аров. ХаШем натравил на Египет страшное скопище диких зверей: львов, крокодилов, медведей, волков, росомах, змей, крыс и скорпионов. В небе летали стаи хищных птиц. Все они старались залезть в дома и не давали египтянам выйти на улицу. Тех же, кто выходил, кусали, а то и пожирали. Страшно было еще и от того, что домашних животных дикие звери почему-то не трогали. Наоборот - козы, верблюды, ослы, лошади вдруг все стали охотиться за своими хозяевами вместе с хищниками!
    И увидел фараон, что гибнет Египет. Позвал он тогда Моше и сказал ему:
- Я согласен на все. Я разрешаю евреям принести жертвы ХаШему прямо в земле Гошен!
    Но Моше ответил:
- Нет. Мы хотим уйти из Египта, как велел нам ХаШем, и жертвы Ему мы принесем только на свободе. Отпусти нас!
    И фараон сказал:
- Ну хорошо, хорошо, только далеко не уходите. Молись за меня! И помолился Моше ХаШему, и дикое скопище исчезло, будто бы и не было его никогда. Но фараон нарушил свое обещание и евреев не отпустил.
    Тогда ХаШем поразил Египет в пятый раз казнью дэвер. Мор напал на животных египетских, и погиб у египтян их скот. (Если ты живешь в городе, то тебе трудно даже представить себе, каким кошмаром стала их жизнь после этого.) Тогда послал фараон рабов своих узнать, как же евреи живут без скота. Но мор не коснулся еврейских домов, и не погибло у евреев ни одно животное. И фараон ясно понял, что мор - от ХаШема и что Сам ХаШем заботится о евреях. Однако скрепил фараон сердце свое и евреев не отпустил.
    И сказал тогда ХаШем Моше и Аарону:
- Возьмите каждый из вас по полной пригоршне печной сажи, и пусть Моше бросит ее высоко вверх перед фараоном.
    Так и сделали Моше с Аароном, и началась в Египте шестая казнь- шхйн. Все египтяне заболели страшной болезнью: тела их покрылись язвами и нарывами, и не могли они не чесаться. Но ведь всем известно, что чем больше чешешься, тем хуже.
    И фараон испугался. Он испугался, что теперь до конца жизни своей будет он чесаться и страдать от язв. И хотя очень не хотел фараон отпускать евреев, дрогнуло сердце его от страха, и решил он уже отпустить народ. Но тогда вмешался ХаШем и укрепил Он сердце фараона. ХаШем хотел, чтобы все знали, что фараон отпускает евреев не из страха, а потому, что понял он, наконец, а с ним - и весь Египет и весь мир, что не может никакой земной царь спорить с ХаШемом. А сейчас фараон этого все еще не желал понимать, вот ХаШем и дал ему сил не бояться поступать так, как фараон сочтет нужным. И снова решил фараон евреев не отпускать.
    Тогда ХаШем поразил Египет в седьмой раз. Началась буря. Загремел сильный гром, засверкали молнии, земля содрогнулась и пошел густой-прегустой огненный град. Увидели египтяне, что внутри каждой градины горит пламя, и ужаснулись. Они увидели, что их наказывает Тот, Кто по Своему желанию меняет природу вещей, Кто дает огню не погаснуть в толще льда.
    Град ломал деревья, крушил постройки, бил посевы на полях. Еще до того, как град начался, когда Моше только еще предупреждал о нем, некоторые египтяне испугались и на всякий случай укрылись по домам. Тех же, кто был на улице, кто предупреждения не послушался и не спрятался, тех людей град забил насмерть.
    Фараон позвал Моше и Аарона и сказал им:
- Я виноват. ХаШем прав, а я и народ мой - злодеи. Помолитесь же ХаШему, чтобы прекратил Он эту страшную бурю, я отпущу евреев.
    В ответ на это Моше вышел из города и поднял руки к ХаШему. И в тот же миг буря прекратилась, гром утих, а те градины, которые еще летели по воздуху, так и не долетели до земли. Фараон же обещание свое нарушил и евреев опять не отпустил.
    Тогда опять пришли Моше и Аарон к фараону и сказали ему:
- Так говорит ХаШем: "До каких же пор ты не будешь слушаться Меня, фараон? Шалах эт-ами! - Отпусти народ Мой. Иначе Я напущу на Египет саранчу. Покроет саранча эта все вокруг, так что и земли не будет видно, и съест она все, что уцелело после града.
    Услышали слуги фараона эти слова и сказали ему:
- Сколько же мы будем терпеть из-за этого Моше? Отпусти людей этих, пускай служат они своему Б-гу. Неужели не видишь ты, что гибнет Египет?
    И фараон сказал Моше и Аарону:
- Я отпускаю вас служить ХаШему. Скажите же мне, кто из евреев собирается пойти?
- Все пойдем,-ответил Моше.-Даже дети пойдут, и скот наш тоже поведем с собой.
- Видите, я всегда говорил, что вы замышляете обмануть меня: ведь дети не приносят жертв! Вы попросту хотите сбежать, - воскликнул фараон. - Ни за что не отпущу вас!
    И прогнал фараон Моше и Аарона. Тогда поднял Моше посох свой над землей Египетской, и навел ХаШем на Египет ветер восточный. Дул ветер этот весь день и всю ночь, и вот наутро налетела саранча.
    Она летела плотным ковром, так что все вокруг почернело и неба не было видно до самого горизонта. Когда же саранча села, то мгновенно объела она всю зелень до последней травинки, до последнего листика. И села эта саранча только на землю Египта, и сразу стало видно, где проходит ее граница: вот тут все покрыто саранчой, а через шаг - ни одной нет.
    Никогда до этого не было на свете такой страшной саранчи и никогда больше не будет. Ведь на самом-то деле и никакая не саранча это была, а что-то совершенно неведомое людям. И просил фараон Моше, чтобы тот молился ХаШему о прекращении этой восьмой казни, и помолился Моше, и ветер стал дуть в обратную сторону, и унес он всю саранчу в Ям-Суф, в Тростниковое море. ХаШем же снова укрепил сердце фараона, и фараон евреев не отпустил.
    И поразил ХаШем Египет в девятый раз, поразил темнотою. Это быланеобычная темнота. Она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать. Свечи и факелы не могли рассеять эту темноту, и передвигались египтяне только на ощупь.
    Так продолжалось три дня, а на четвертью день тьма стала сгущаться еще больше. И сгустилась она настолько, что египтяне не могли пошевелиться. Тот, кто сидел, не мог встать, а тот, кто стоял, не мог сесть. Так продолжалось еще три дня, и было египтянам плохо и страшно. (Попробуй-ка не пошевелиться в течение хотя бы одного часа!) У евреев же все это время было светло. Более того, евреи могли заходить в дома египтян и все там видеть.
    И позвал фараон Моше и сказал ему:
- Я отпускаю ваших детей с вами, только лишь скот свой оставьте в Египте.
- Нет, ты и скот наш позволишь нам забрать, - ответил ему Моше. Но фараон твердо стоял на своем.
- Уйди от меня, - сказал он Моше, - и берегись: если еще хоть раз придешь ты ко мне - в тот же день умрешь.
- Верно говоришь, - ответил Моше фараону, - больше не приду я к тебе. А поэтому прямо сейчас предупреждаю тебя, что ХаШем поразит Египет в десятый раз. Казнь эта будет страшнее первых девяти вместе взятых; это будет казнь первенцев, старших сыновей. Ночью, в полночь, ХаШем Сам пройдёт по Египту, и умрет в твоей стране всякий старший сын, от наследника фараона до первенца самой последней рабыни!
    Сказал так Моше и вышел от фараона в гневе великом.

    Поражение египетских первенцев

    Так сказал ХаШем Моше и Аарону:
- Сейчас начинается новый месяц, месяц нисан. Этот месяц будет для евреев первым месяцем в году, потому что в этом месяце выходите вы на свободу. Две тысячи четыреста сорок восемь лет Я объявлял начало нового месяца, отныне же это будете делать вы, евреи.
    И еще сказал ХаШем:
- Передайте всему народу: к концу дня четырнадцатого нисана в каждом доме должны зарезать годовалого барашка. Этот барашек - жертва ХаШему, его нужно зажарить на открытом огне и в ту же ночь съесть с мацой и горькими травами, марором. Ешьте поспешно, будьте одеты, обуты, перепоясаны, и посохи свои приготовьте с собой в дорогу. Но прежде чем есть сделайте вот что: возьмите пучок травы иссоп, обмакните в кровь жертвенного барашка и помажьте этой кровью косяки и притолоки дверей домов ваших. Сами же не выходите на улицу до утра. В эту ночь Я Сам пройду по земле Египетской. Я поражу всех идолов и первенцев во всех домах, где притолока и оба косяка кровью не помазаны. А где увижу кровь - пройду мимо. Я - ХаШем.
    И передал Моше евреям слова ХаШема, и многие подумали так: "Уму непостижимо, зачем это нужно - пачкать кровью косяки и притолоку? Но на всякий случай я уж сделаю эту нетрудную работу, раз ХаШем так хочет".
    А если бы какой-нибудь еврей подумал так: "Моше, должно быть, что-то перепутал - ведь ХаШему не нужно смотреть на кровь. Он и так знает, где живут евреи, а где египтяне", и не помазал бы кровью дверь своего дома, то плохо пришлось бы такому человеку во время казни первенцев. Никогда не вышел бы он не только из Египта, но и из своего дома. Ведь ХаШем выводил евреев из Египта не потому, что они там так долго страдали, а для того, чтобы дать народу Своему Тору на горе Синай. Разве может принять Тору ХаШема человек, который не способен послушаться в таком простом деле - помазать кровью косяки и притолоку двери своего дома!
    И вот, наступила ночь пятнадцатого нисана две тысячи четыреста сорок восьмого года от Сотворения Мира. И было, ровно в полночь ХаШем поразил каждого первенца в земле Египетской, от старшего сына фараона, наследника трона его, до старшего сына пленника, который в темнице. Умерли все эти люди. Ведь даже пленники египтян считали, что фараон правильно обходился с евреями. Они говорили: "Пускай мы всю жизнь просидим в тюрьме, лишь бы наш фараон не отпускал евреев".
    И в память о том, как ХаШем миновал, пасах, наши дома в страшную ночь казни первенцев, заповедал Он нам праздновать каждый год праздник Пэсах. В это время года семь дней не должны мы есть хамэц - хлеб, пироги, булки и макароны, а должны есть мацу. Если же какой-нибудь еврей будет в Пэсах есть хамэц - то это страшное дело. Плохо придется такому еврею.
    И еще ХаШем повелел, чтобы накануне Пэсаха приносили мы Ему в Храме пасхальную жертву, барашка, и съедали его, как и в ночь казни первенцев. Так из года в год и поступали наши прадеды, пока не был разрушен Храм. Сегодня же мы не едим пасхального барашка, потому что жертву можно приносить только в Храме, а нового Храма у нас пока еще нет.

    Как евреи вышли из Египта

    Фараон был первенцем, он должен был погибнуть во время десятой казни. Но в ту страшную ночь пятнадцатого нисана он все равно лег в свою постель и заснул. Сильным человеком был фараон.
    В полночь он проснулся. Вопль великий и плач стояли над Египтом. Не было ни одного идола, который не был бы разбит, не было ни одного дома, где не было бы мертвого.
    Хотел было фараон призвать к себе Моше, но ведь Моше сказал, что больше не придет во дворец. И фараон сам кинулся его искать прямо ночью. Нашел он Моше и Аарона и сказал:
- Вставайте же скорее, уходите из Египта немедленно, вы и все евреи! Вы свободны!
    Услышали это другие египтяне, бросились к евреям и тоже стали умолять их уйти из Египта поскорее. Но Моше сказал:
- Разве мы воры или разбойники, чтобы уходить ночью? Мы уйдем при ярком свете дня. Тебя же, фараон, ХаШем оставил в живых этой ночью для того, чтобы именно ты, который так долго мучил евреев, чтобы ты сам отпустил их.
    И ХаШем сказал Моше:
- Сейчас евреи уходят из рабства и готовы забыть обо всем, лишь бы уйти поскорее. Это неправильно. Вы должны получить плату за свой многолетний каторжный труд. Пусть же евреи возьмут у египтян их серебро, золото и дорогие одежды.
    И евреи просили у египтян вещи золотые и серебряные, и одежды дорогие, и египтяне - ведь так хотел ХаШем - отдавали им все и кричали:
- Забирайте все, все что хотите, только уходите быстрее! И вот, вышли евреи из Египта. Они так торопились, что даже не приготовили себе еды в дорогу, взяли с собой только тесто, которое успели замесить, и которое еще не поднялось. Из этого пресного теста наши отцы испекли в пустыне лепешки. Это и есть наша маца.
    Вышло из Египта около трех миллионов евреев, и увели евреи из Египта весь свой скот. Ушло с евреями также и много всякого другого народа. Это были люди, которые понимали, что ХаШем с евреями, и поэтому хотели они быть поближе к евреям.
    Обычно ХаШем не показывает Себя людям, и увидеть Его непросто. Только один-единственный раз в истории нашего мира было так, чтобы ХаШем показал себя всем - это было во время исхода евреев из Египта.
    И для того, чтобы мы не забыли об этих событиях, ХаШем повелел нам устраивать в первую ночь Пэсаха праздничный сэдэр.
    На сэдэре мы рассказываем всю историю египетского рабства. А для того, чтобы никто не упустил ни одной подробности этой страшной и славной истории, евреи составили специальную книжку, которую и читают во время сэдэра. Называется она Пасхальная Агада.
    Слушая Агаду, мы должны вспоминать о том, что если бы ХаШем не вывел нас из Египта, то мы до сих пор были бы рабами фараона, хотя никакого фараона-то на свете давно уже нет.

    Страница 2, конец, начало на странице 1 >>>   Страницы:   1   2


Главные страницы:    Наша община    Тора - Свиток    Память    Новости    Контакты    Карта сайта

Copyright © 2014. Religious Community of Progressive Judaism Etrog in Polotsk. All Rights Reserved.
Менора
Религиозная община прогрессивного иудаизма "Этрог" в г. Полоцке
Регистрация доменов и хостинг от hoster.by
Республика Беларусь, 211400, г. Полоцк Витебской области, а/я 77.
Еврейские праздники
Besucherzahler ukrain women
??????? ?????????
clock html ?????????? ???? ??? ?????
Наш баннер
Полоцк, Беларусь